24.04.2024

ОТДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЫБООХРАНЫ

РЫБООХРАНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Законы и рыбаки-любители

Какие законы надо знать рыбакам-любителям?

Осуществление рыболовства на территории Свердловской области регламентируется Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, Правилами рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2014 г. N 402 (далее Правила) и другими нормативными актами.

Федеральный закон от 25.12.2018  N 475-ФЗ “О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”  вступает в силу с 01.01.2020, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

С 2018 года существенно возросли таксы, для расчета ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам ( утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321).

Каков минимальный размер рыбы, разрешенной к добыче? 

Раздел V Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2014 г. N 402 устанавливает запреты и ограничения при осуществлении   любительского и спортивного рыболовства в Обь-Иртышском рыбохозяйственном районе.  Так, пунктом  36.2.3. Правил установлен минимальный размер добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов (промысловый размер) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства в границах Свердловской области. При осуществлении любительского и спортивного рыболовства повсеместно запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов, имеющих в свежем виде длину меньше указанной в таблице 35 Правил.

Промысловый размер рыб определяется в свежем виде путем измерения длины от вершины рыла (при закрытом рте) до основания средних лучей хвостового плавника.

минимальный размер добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов (промысловый размер) составляет

стерлядь -40 см;

сига – 40 см;

пеляди (сырка) – 26 см;

рипуса – 21 см;

хариуса – 26 см;

судака – 35 см;

сазана – 30 см;

щуки – 30 см;

леща – 23 см;

язя – 23 см.

Для иных видов водных биоресурсов,  добываемых в границах Свердловской области минимальный размер не установлен. Добытые (выловленные) водные биоресурсы, имеющие длину меньше указанной в таблице 35, подлежат немедленному выпуску в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.

Какое количество рыбы можно поймать? Учитывается ли при исчислении суточной нормы добычи рыба, подвергшаяся обработке?

 Пунктом 36.2.4. Правил установлена суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (за исключением случая, если для таких водных биоресурсов установлен постоянный или временный запрет добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства) для каждого гражданина при осуществлении любительского рыболовства в границах Свердловской области, которая указана в таблице 35.1. Для  хариуса сибирского суточная норма добычи (вылова) 3 кг или 15 экземпляров, для судака, щуки, налима, сазана, леща, язя – 5 кг (суммарно), карася, плотвы, окуня – 10 кг (суммарно).

Суммарная суточная норма добычи (вылова) для всех видов водных биоресурсов, указанных в таблице 35.1, составляет не более 10 кг или один экземпляр в случае, если его вес превышает 10 кг.

В случае превышения суммарной суточной нормы добыча (вылов) водных биоресурсов прекращается.

Для видов водных биоресурсов, не указанных в таблице 35.1, суточная норма добычи (вылова) не устанавливается (пункт 36.2.4.1. Правил).

Правилами рыболовства и Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, иными нормативными актами не предусмотрен учет водных биоресурсов, подвергшихся обработке, при исчислении суточной нормы добычи (вылова) водных биоресурсов.

Нормы вывоза водных биологических ресурсов с водного объекта законодательно не регламентированы.

Вышеуказанные Правила устанавливают виды разрешенного рыболовства;  нормативы, параметры и сроки разрешенного рыболовства;  ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, в том числе запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальный размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов; виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;  и т.д. (пункт 4 Правил).

Раздел II Правил устанавливает общие требования к сохранению водных биоресурсов для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Пункт 15.4.3.Правил запрещает выбрасывать (уничтожать) или отпускать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова), но при этом предусматривает исключения. Например, при любительском  и спортивном рыболовстве, осуществляемого по принципу “поймал-отпустил”.

Правилами рыболовства и Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” не предусмотрена оценка степени тяжести повреждений водных биоресурсов,  выпускаемых  в естественную среду обитания. Вышеназванные нормативные акты предусматривают срок выпуска – немедленно, условие выпуска – с наименьшими повреждениями.

В случае установления фактов превышения гражданами при осуществлении любительского и спортивного рыболовства суточной нормы добычи (вылова), минимального  размера добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов (промысловый размер) или иного нарушения Правил, то есть при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.37  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), должностные лица Нижнеобского территориального управления вправе возбудить дело об административном правонарушении, либо провести административное расследование.

Водные биоресурсы и продукты их переработки, добытые (выловленные) с нарушением установленных требований в соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  В случае, если физическое состояние водных биологических ресурсов, безвозмездно изъятых или конфискованных по делу об административном правонарушении, не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат незамедлительному уничтожению, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2007 № 367.

Ущерб, причиненный водным биоресурсам взыскивается с виновного лица в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Размер ущерба рассчитывается на основании такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321. Возможность корректировки такс при исчислении ущерба, причиненного водным биоресурсам в случае их травмирования, если оно не привело к гибели водных биоресурсов не предусмотрена.

При этом следует отметить, что согласно Примечания 1 к Постановлению Правительства  Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321, при исчислении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в запрещенные для осуществления рыболовства периоды и (или) в запрещенные для рыболовства районах, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, дополнительно к таксам, предусмотренным  настоящим документом, учитывается 100 процентов таксы за экземпляр (килограмм) соответствующего вида (подвида).

Кроме того разъясняю, что в соответствии с частью 3 статьи 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37  КоАП РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации должностные лица контрольно-надзорных органов и правоохранительных органов, в пределах своей компетенции, вправе осуществлять межведомственное взаимодействие, в том числе направленное на выявление и пресечение правонарушений.

Вышеуказанные Правила устанавливают виды разрешенного рыболовства;  нормативы, параметры и сроки разрешенного рыболовства;  ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, в том числе запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальный размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов; виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;  и т.д. (пункт 4 Правил).

Раздел II Правил устанавливает общие требования к сохранению водных биоресурсов для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Пункт 15.4.3.Правил запрещает выбрасывать (уничтожать) или отпускать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова), но при этом предусматривает исключения. Например, при любительском  и спортивном рыболовстве, осуществляемого по принципу “поймал-отпустил”.

Правилами рыболовства и Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” не предусмотрена оценка степени тяжести повреждений водных биоресурсов,  выпускаемых  в естественную среду обитания. Вышеназванные нормативные акты предусматривают срок выпуска – немедленно, условие выпуска – с наименьшими повреждениями.

В случае установления фактов превышения гражданами при осуществлении любительского и спортивного рыболовства суточной нормы добычи (вылова), минимального  размера добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов (промысловый размер) или иного нарушения Правил, то есть при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.37  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), должностные лица Нижнеобского территориального управления вправе возбудить дело об административном правонарушении, либо провести административное расследование.

Водные биоресурсы и продукты их переработки, добытые (выловленные) с нарушением установленных требований в соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  В случае, если физическое состояние водных биологических ресурсов, безвозмездно изъятых или конфискованных по делу об административном правонарушении, не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат незамедлительному уничтожению, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2007 № 367.

Ущерб, причиненный водным биоресурсам взыскивается с виновного лица в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Размер ущерба рассчитывается на основании такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321. Возможность корректировки такс при исчислении ущерба, причиненного водным биоресурсам в случае их травмирования, если оно не привело к гибели водных биоресурсов не предусмотрена.

При этом следует отметить, что согласно Примечания 1 к Постановлению Правительства  Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321, при исчислении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в запрещенные для осуществления рыболовства периоды и (или) в запрещенные для рыболовства районах, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, дополнительно к таксам, предусмотренным  настоящим документом, учитывается 100 процентов таксы за экземпляр (килограмм) соответствующего вида (подвида).

Кроме того разъясняю, что в соответствии с частью 3 статьи 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37  КоАП РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации должностные лица контрольно-надзорных органов и правоохранительных органов, в пределах своей компетенции, вправе осуществлять межведомственное взаимодействие, в том числе направленное на выявление и пресечение правонарушений.